суббота, 22 августа 2015 г.

Построение идеальной компании.

Работа мечты, это когда ты делаешь то, что тебе нравится, а тебе за это еще и деньги платят. А если и место работы нравится, то работать вдвойне приятнее.
Наверное, работа в сфере разработки программного обеспечения наиболее показательный пример, когда с одной стороны это конвейерное производство изделия, а с другой стороны это сообщество энтузиастов которым нравится то, что они делают и место где они это делают.

Однако, если каждый сотрудник – энтузиаст своего дела, то качество результата сильно зависит от увлеченности сотрудника в достижение целей компании. Но как вы знаете, цели у каждого сотрудника могут быть свои собственные и каждая прогрессивная компания всегда думает над тем, как сделать так, чтобы цели компании стали целями сотрудника. Для этого основатель компании и кадровики применяет различные средства, от простых инструментов мотивации ("у нас есть печеньки") до преобразования компании в форму удобную для сотрудников.

Против кого дружим?

Один из простых инструментов повышения результативности энтузиастов это соревнования против кого-то. Люди наиболее результативнее работают когда они соревнуются между собой, но еще более эффективнее это может быть если они объединяются в группы против кого-то или чувствуют общность. Если тот, против кого объединились, внутри компании, это проблема. Такая компания находится на грани развала. Но если этот "враг" снаружи, то это может дать хороший импульс к развитию.

Как и в достижении любой цели которая должна соответствовать критериям SMART CLEAR PURE, дружить нужно против "врага" с кем можно объективно сравнить, например по количественным показателям: больше продаж, больше оборот, больше проектов, первое место на рынке. Но если "врагов" – конкурентов на рынке много, то как же выбрать цель "против кого дружить"? Это сложно, тогда компания применяет другой психологический ход "Мы лучшие", "Часть команды - часть корабля".

Мы лучшие

"Мы лучшие" — девиз простой, но сложно реализуемый. Каждый должен чувствовать свою сопричастность к общему результату. А чтобы каждый чувствовал свою сопричастность к результату компании нужно, чтобы каждый МОГ и главное ХОТЕЛ что-то изменить в компании. Именно на этом шаге останавливаются большинство начинаний. Если сотрудник видит что его предложения остаются без внимания, он перестает хотеть что-то улучшать и достигать, а потом его продуктивность падает и он становится "копателем" (могу копать - могу не копать).

Девиз "Мы лучшие" Нельзя просто декларировать, ему нужно следовать и показывать на личном примере каждый день. И если основатель компании это понимает и готов к быть проводником изменений и быть евангелистом, то он действительно сможет построить компанию №1.

Но может ли кто-то другой преобразовать компанию? К сожалению нет, даже с согласия основателя фирмы. Потому что люди четко видят позицию руководства, и если руководству "ничего не надо" и то и у сотрудниках на местах установка "не дергайся" и "не высовывайся".


На что менять?

Когда понимание необходимости изменений приходит основателям, они, начитавшись бизнес литературы, принимают решение "Нам нужен менеджер" или "Нам надо сделать подразделения" но на вопрос "Зачем?" может последовать ответ "ну так рекомендуют в умных книжках". И получаются истории типа такой: внедрили менеджмент, увидели что не работает, и разогнали.

Но как изменять правильно? Когда есть правило "работает не трогай", но в тоже время "все хорошо, но чего-то не хватает и надо бы поменять". Для решения этого конфликта утверждений имеет смысл, как минимум, воспользоваться простым алгоритмом:  записать что есть,
  1.  четко определить чего хочется,
  2.  выяснить что мешает достичь желаемого эффекта минимальными усилиями
  3.  выработать решение достижения цели
  4.  проверить что решение действительно будет работать.
После чего, по шагам менять структуру или внедрять практики. То, что работает для больших организаций не будет работать в маленьких, и то, что эффективно работает в маленьких уже не работает хорошо в больших. У каждой компании есть свой уникальный рецепт приготовления бизнес процессов который будет работать только в с этим основателем, только с этими сотрудниками, только в этом регионе.


Об особенностях построения бизнес-процессов некоторых компаний в Европе и шла речь на прошедшей 13 августа встрече  с Сергеем Котловым  посвященной компаниям с сердцем и душой .



3 комментария:

  1. На мой взгляд, правило "работает - не трогай" не совсем относится к управлению. Движуха - полезная вещь. :)

    ОтветитьУдалить
  2. И сколько работ вы поменяли ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это очень хороший вопрос, Максим. Но прежде чем ответить, хочу спросить, почему хочется знать на него ответ?

      Удалить